Первое русское кругосветное плавание под командованием Крузенштерна и Лисянского было совершено на кораблях:
Не то, чтобы сами строить не умели, но шлюпы почему-то были приобретены у англичан. И изначально назывались «Леандр» и «Темза», впоследствии переименованные в «Надежду» и «Неву» соответственно. Однако перед отплытием они были тщательно осмотрены лично государем Александром I. Он и принял расходы на содержание одно из шлюпов на свой счет, за другой платили Русско-американская компания и один из главных вдохновителей экспедиции — граф Н. П. Румянцев.
Мыс Бурь, открытый португальским мореплавателем Бартоломеу Диашем, был впоследствии переименован:
Несложно понять логику Бартоломеу Диаша, назвавшего мыс, где его корабли постоянно трепали бури, соответствующим названием. Да и до Индии он не дошел, хоть и обогнул Африку с юга. Но прозорлив был король Жуан II, не потерявший надежду открыть морской путь через Африку в Индию. И переименовал мыс Бурь в мыс Доброй Надежды. Его надежду оправдал Васко де Гама в 1497 году.
Веселая песенка про моряка, который слишком долго плавал, прозвучала в старом советском фильме:
"Трое в лодке, не считая собаки"
«Эй, моряк, ты слишком долго плавал, я тебя успела позабыть. Мне теперь морской по нраву дьявол – его хочу любить!» - исполняла героиня фильма «Человек-амфибия» устами Нонны Сухановой. «Любите девушки простых романтиков, отважных летчиков и моряков…» - категорически не согласился много лет спустя Валерий Сюткин. Сколько людей, столько мнений.
Знаменитая картина Ивана Айвазовского «Девятый вал» хранится в:
Феодосийской картинной галерее им. И. К Айвазовского
Одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее (инв. Ж-2202).
По словам кота Матроскина в мультфильме «Зима в Простоквашино» корабль, на котором плавала его бабушка, носил имя:
«Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности — а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» «Не знаю. Только так пароход назывался, на котором плавала моя бабушка». Мрррмяу).
Пролив между островами Новой Зеландии, залив у южных берегов Аляски, гора - высочайшая точка Новой Зеландии, архипелаг в Полинезии… Все эти географические объекты названы в честь:
Великий путешественник Джеймс Кук совершил аж три кругосветных путешествия! И не удивительно, что немало географических объектов названо в его честь. Хотя немало и загадок с ним связано. В том числе его гибель и ее причина, как исполнял незабвенный Владимир Семенович Высоцкий – «одна научная загадка».
«…Кто уплетет его без соли и без лука – тот сильным, смелым, добрым будет, вроде Кука! Кому-то под руку попался каменюка – метнул, гадюка – и нету Кука…».
Созвездия Киль, Корма и Паруса были изначально частью большого созвездия, названного в честь корабля:
Корабль Арго (лат. Argo Navis) — большое историческое созвездие южного полушария, одно из 48 созвездий в атласе Птолемея. Названо в честь легендарного корабля аргонавтов. Ныне упразднено. В середине XVIII века французский астроном Лакайль разделил созвездие на три части: Киль, Корма и Паруса.
Переходящий приз, присуждаемый лайнерам за рекорд скорости при пересечении Северной Атлантики, носит название:
Звезда Северной Атлантики
Голубая лента Атлантики — переходящий приз, присуждаемый океанским лайнерам за рекорд скорости при пересечении Северной Атлантики. До 1934 года приз представлял собой вымпел в виде голубой ленты, который имело право поднимать на мачте судно-рекордсмен. В год образования международного комитета «Голубой ленты» англичанин Гарольд Хейлз заказал за свой счёт модельщику-ювелиру серебряную фигуру, которая должна была символизировать приз «Голубая лента Атлантики». Кубок был изготовлен в следующем году.
Название корабля, на котором англичане в 1620 г. пересекли Атлантический океан и основали одно из первых поселений в Северной Америке, дословно переводится как:
Утром 6 сентября 1620 года корабль Мэйфлауэр (что с английского переводится как «Майский цветок»), возглавляемый капитаном Кристофером Джонсом, вышел из английского города Плимут. Сто два переселенца находились на его борту: сорок один взрослый мужчина, девятнадцать женщин и детей, а также как минимум две собаки. Один ребенок родился во время плавания, еще один родился на корабле 20 ноября, до обоснования в Плимуте. Сами себя они называли «пилигримами».
Автором сборника «Морские рассказы» является:
Константи́н Миха́йлович Станюкович, (18 (30) марта 1843, Севастополь, — 7(20) мая 1903, Неаполь) — русский писатель, известен произведениями на темы из жизни военно-морского флота. Герои сборника «Морские рассказы» – матросы и офицеры, умеющие побеждать опасности.
Мини-тест: Плавали, знаем!